Поцелованные феей
Традиция посвящения в студенты в стенах Музея-заповедника Чайковского в Клину обязана своим возникновением легендарному директору «Мерзляковки» (ныне – Академический музыкальный колледж при Московской консерватории) Ларисе Артыновой. Торжественная церемония проводилась на протяжении почти четверти века вплоть до начала нового тысячелетия, когда «Мерзляковка» оказалась вынужденной работать в условиях затянувшегося ремонта здания, с трудом отбиваясь от поползновений его у нее отнять. Инициатором возрождения традиции стал один из бывших «мерзляковцев» Владимир Юровский, в 2011 году возглавивший Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова. Владимир Демидов, нынешний директор «Мерзляковки», идею поддержал, и с 2012 года церемония проводится вновь – с непременным участием ГАСО.
Четыре раза «светлановцы» выступали в Клину с Владимиром Юровским, один – с его отцом Михаилом Юровским. В нынешнем году за пульт встал Анатолий Левин. Выбор, сделанный худруком оркестра, надо признать не просто удачным, но и абсолютно логичным. Левин – профессор Московской консерватории, руководитель студенческих оркестров колледжа и вуза, а также Концертного оркестра МГК – является своего рода связующим звеном как между обоими учебными заведениями, так и между ними и ГАСО, в чьем нынешнем составе играет немало музыкантов, прошедших через его молодежные коллективы.
Имя Анатолия Левина (отмечающего, кстати сказать, в декабре свое 70-летие) не так чтобы уж очень «раскручено» в широкой публике, хотя его дирижерский и педагогический авторитет в профессиональных кругах весьма высок и неоспорим. Долгое время главные достижения маэстро были связаны с Камерным музыкальным театром Б.А. Покровского, где Левин проработал более 30 лет (его вынужденный уход так и остался для коллектива невосполнимой потерей). Мастер высочайшего класса, прекрасный музыкант, Левин меж тем не слишком часто появляется за пультами наиболее известных симфонических коллективов. Но когда это происходит, складывается ощущение, будто они много лет работают вместе и отлично понимают друг друга.
Выступление ГАСО под управлением Анатолия Левина стало значительным музыкальным событием – и не только для новоиспеченных студентов или жителей Клина. Вернее, даже два выступления. Сначала, в дневном концерте, непосредственно вслед за церемонией посвящения, было сыграно примерно три четверти вечерней программы, а затем, после перерыва в два с небольшим часа, программа прозвучала уже полностью. И какая программа! К исполненным днем Концерту для флейты и арфы с оркестром Моцарта, двум частям «Моцартианы» Чайковского и Дивертисменту из музыки балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского добавились остальные части «Моцартианы», «Тихая музыка» для струнного оркестра Валентина Сильвестрова и две песни Эдварда Грига в оркестровке Макса Регера (солистка – Надежда Гулицкая).
В Концерте Моцарта надо особо отметить великолепного флейтиста-виртуоза Евгения Яковлева. Впрочем, и арфистка Нина Куприянова сыграла свою партию весьма достойно. Примечательно, кстати, что оба являются музыкантами Госоркестра. Но столь же полноправным солистом стоило бы назвать и концертмейстера оркестра Сергея Гиршенко, чьи скрипичные соло немало украсили программу.
ГАСО, долгое время считавшийся коллективом прежде всего крупных форм, с приходом Владимира Юровского выработал репертуарный и стилистический универсализм, обрел несравненно большую гибкость. И если раньше тот же Моцарт, к примеру, звучал у этого оркестра несколько тяжеловесно, то ныне его играют здесь куда как ближе к нашим представлениям о классическом стиле (если, конечно, не считать обязательным условием последнего наличие жильных струн и отсутствие вибрато).
Сама программа (составленная Левиным совместно с Юровским) выстроилась очень интересно. Следом за Моцартом – посвященная ему и на его темах основанная сюита Чайковского. Затем – балет Стравинского, во многом инспирированный Чайковским. Правда, это только в дневной программе для студентов он шел непосредственно вслед за Чайковским. В вечерней же между ними «вклинились» еще и Григ с Сильвестровым. И в целом программа получилась «про романтизм», где Моцарту отводилась роль его предтечи, а Стравинский выступал в не совсем привычном для себя качестве постромантика. «Тихая музыка» Валентина Сильвестрова, в которой ощутимы явственные отголоски Малера, Шумана и других романтиков, так же прекрасно вписалась в эту программу, став абсолютно органичной ее частью.
Вся программа была исполнена превосходно, но все же, пожалуй, наиболее сильное впечатление осталось от Сильвестрова и Стравинского. Особенно поражало, что сыгранный последним «Поцелуй феи», когда, казалось бы, музыканты и маэстро должны были уже изнемогать от усталости, прозвучал с каким-то особым подъемом и вдохновением, став в итоге настоящей кульминационной точкой концерта. Эта же музыка завершала и дневной концерт, что можно считать во многом символичным: начинающие студенты как бы получили в качестве напутствия такой коллективный «поцелуй феи».