Перейти в обычную версию

Владимир Юровский: "Фестиваль 'Другое пространство' существует для всех, кто имеет уши и хочет слышать новое"

Не успели откипеть страсти и эмоции, вызванные недавней серией просветительских концертов, посвященных Шекспиру, как впереди забрезжили контуры следующего проекта, еще более эксклюзивного содержания. Владимир Юровский и современная музыка – это единая субстанция, питающая друг друга. Вызов, который бросают дирижеру сложности письма или языка партитуры, кажется, лишь подстегивает его профессиональный азарт. Год назад гвоздем «Другого пространства» стала российская премьера «Прометея» Орфа. В этом году нас ждут куда более радикальные новинки. Специально для журнала «Музыкальная жизнь» Владимир Юровский прокомментировал детали программы.

– В ваших летних циклах всегда есть общий сюжет, объединяющий все концерты. Есть ли такая объединяющая нить у фестиваля «Другое пространство»?
– Очень трудно найти общий сюжет для подобного фестиваля, призванного освещать если не все, то наиболее важные события современной отечественной и зарубежной музыки! Поэтому единственной «сюжетной линией» можно считать присутствие в программе фестиваля произведений композиторов-юбиляров нынешнего года – Галины Уствольской, Дъёрдя Куртага и Владимира Мартынова. Мы также почтим память ушедшего в начале этого года Пьера Булеза. Как своего рода «субтему» нынешнего фестиваля можно обозначить «Music in the space» – «музыка в пространстве»: производное от самого названия «Другое пространство», но в данном случае с буквальным истолкованием последнего слова. Речь идет об использовании нетрадиционного расположения музыкантов в сочинениях Штокхаузена, Булеза, а также О.Пайбердина и В.Николаева – двух мировых премьерах нашего концерта 2 ноября.

– Программа этого вечера составлена из произведений в большинстве своем мемориального характера («Маленькая торжественная музыка» Куртага для оркестра (посвящается Пьеру Булезу), «Ритуал памяти Бруно Мадерны» Булеза для оркестра из восьми групп, «Танцы с умершим другом» Мартынова для фортепиано с оркестром). Что побудило к такому ракурсу? И можно ли вас попросить прокомментировать выбор конкретно этих сочинений?
– Я частично уже ответил на этот вопрос. Присутствие сочинений Уствольской, Мартынова и Куртага объясняется их юбилейными датами, Булеза – его кончиной в этом году. Но при выборе самих сочинений мы руководствовались различными, не только «смысловыми», факторами...

– Расскажите подробнее об опере Адамса: вам доводилось ранее дирижировать этой партитурой, или это премьера и для вас?
– Я уже однажды исполнял оперу Адамса – в 2013 году в Лондоне, это также было концертное исполнение, и я был настолько восхищен этим сочинением, что решил непременно исполнить его в Москве. При этом должен сказать, что это не совсем опера – скорее оратория в традиции генделевского «Мессии». В ней переплетается евангельская история Рождества Христова и современная поэзия Латинской Америки (все авторы стихов – женщины!), то есть предпринимается попытка посмотреть на евангельский сюжет с современных позиций. Мне кажется, в наше непростое время религиозных распрей и торжествующей нетерпимости такое сочинение, как «Эль Ниньо» («Младенец»), невероятно своевременно и необходимо. И несмотря на то, что существует оригинальная сценография П.Селларса (он и соавтор либретто), музыке, как мне кажется, «легче дышится» в концертном пространстве, да и сам Джон Адамс часто дирижирует этим сочинением именно как концертной ораторией, поэтому и мы не будем ничего добавлять к презентации, кроме субтитров на русском языке.

– Еще одно знаковое сочинение для истории XX века – «Группы» Штокхаузена. Как, по-вашему, что даст концертное исполнение сегодняшнему российскому слушателю? Каков месседж композитора, и актуален ли он сейчас?
– Нас отделяет от премьеры «Групп» почти 60 лет (премьера состоялась в марте 1958 года), но и сегодня музыка Штокхаузена поражает своей энергией и живостью фантазии. Правда, она в меньшей степени шокирует, чем тогда: наше сознание и наш слух прошли за последние 58 лет через серьезную «школу», и многое в этой музыке воспринимается ныне почти как сентиментальная романтика (нечто подобное наблюдается при прослушивании некогда шокировавших рок-групп 60-х годов). А главное послание этой музыки, как мне кажется: «звуковой мир бесконечно сложен, многомерен и не поддается полному и окончательному измерению и контролю, как и сама жизнь!» Российские слушатели впервые получат возможность услышать это замечательное сочинение в «живом» исполнении – ну что ж, лучше поздно, чем никогда!!

– Когда государственные структуры поддерживают те или иные проекты, то просят заполнить пункт: «целевой состав аудитории». Но, если серьезно, для кого фестиваль «Другое пространство»?
– Фестиваль «Другое пространство» существует для всех, кто имеет уши и хочет слышать новое! Он – для всех тех, чьи мозги и сердца не зашорены различными эстетическими доктринами, и кто открыт неслыханному в искусстве.

Источник