Перейти в обычную версию

Владимир Юровский: "Верди для меня не романтик, а абсолютный реалист"

Владимир ЮРОВСКИЙ: Верди для меня не романтик, а абсолютный реалист

Как относятся к Верди музыканты, чьи творческие интересы лежат в иной репертуарной плоскости? Именно в таком ракурсе были составлены вопросы дирижеру Владимиру Юровскому, вроде бы не замеченному в пристрастиях к оперному наследию итальянского классика. Ответы, как всегда это бывает в случае с данным артистом, превзошли ожидания и открыли еще один штрих не только в облике Верди, но и в портрете самого Юровского.

Евгения КРИВИЦКАЯ

Насколько актуальна музыка Верди, с вашей точки зрения, для сегодняшнего слушателя? Ведь романтизм по нынешним временам встречается редко…

– Верди для меня не романтик, а абсолютный реалист и к тому же тончайший знаток людской психологии. Ну а прежде всего – гениальный музыкальный драматург: наравне с Моцартом он – наиближайший к Шекспиру феномен в музыкальной культуре.

Партитуры Верди необычайно интересны (и не только поздние), но их нельзя рассматривать отдельно от сюжета, либретто и музыкально-сценического воплощения того и другого. Повторю: Верди в опере – не музыкант, а музыкальный драматург, у которого ни одной ноты (!) не написано без конкретной драматургической задачи! Поэтому и исполнять его оперы я могу только в сотрудничестве с соответствующими режиссерами и певцами: одни должны «слышать» и чувствовать драму в самой музыке, не иллюстрируя, но и не напластовывая на уже имеющуюся драму свои собственные истории, а другие должны обладать умением эту драму озвучивать, не теша свое самолюбие и не потакая слушательскому рутинному дурновкусию! То есть и в том, и в другом случае – делать свое дело, не отходя от вердиевской партитуры, поскольку у него, как и у Стравинского, все, что он имел в виду, выписано!!!

Со стороны представляется, что вы избегаете участвовать в постановках опер Верди? 

– Это не так. На моем дирижерском счету – «Набукко», «Макбет» (в двух постановках), «Риголетто» (тоже в двух), «Дон Карлос», «Отелло», «Фальстаф». Не так уж и мало...

Как у слушателя, у вас есть предпочтения в вердиевском наследии? 

– Обожаю шекспировскую «трилогию»: «Макбет» – «Отелло» – «Фальстаф». Очень люблю «Травиату», но, не найдя идеального состава (и режиссера), не хочу за нее браться. Дорог мне и «Риголетто», хотя там дирижеру из-за «традиций» еще труднее, чем во всех ранее упомянутых операх... Ну, и хотелось бы когда-нибудь обратиться к «Симону Бокканегре».

Портрет Верди висит у меня дома в рабочей комнате над роялем. Как-то в одном интервью на вопрос, с кем из великих композиторов я хотел бы пообщаться «живьем», я почти не задумываясь ответил: «С Верди». Его письма долгое время являлись моей настольной книгой, к которой я часто возвращаюсь и ныне, особенно когда мне по жизни бывает нелегко.